Главная » Семейные путешествия » Израиль » Бейт Шеарим – подземный город мертвых, национальный парк Израиля
Великолепный фасад Пещеры-гробницы
Бейт Шеарим – подземный город мертвых, национальный парк Израиля, место захоронения Рабби Иехуда ха-Наси.
Бесплатный вход по карточке Матмон.
Обычная цена (на 2021 год): взрослый 22 шек, ребенок 9 шек
Часы работы:
Летнее время с 8:00 до 17:00
Зимнее время с
8:00 до 16:00
Пятница и канун праздников: закрытие на час раньше
Канун Пейсаха, Йом Кипур и Рош Хашана:
с 8:00 до 13:00
Национальный парк Бейт-Шеарим расположен на севере Израиля недалеко от Кирьят-Тивон.
В 2015 году погребальные пещеры Бейт-Шеарим были объявлены объектом культурного наследия и внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Количество погребальных пещер в Бейт-Шеарим огромно. «Город мертвых» включает в себя тридцать разветвленных подземных погребальных систем.
Это самый большой некрополь в Израиле и один из самых «перенаселенных» погребальных комплексов римского мира. Археологи считают, что на сегодняшний день были обнаружены далеко не все пещеры.
Большим преимуществом национального парка Бейт-Шеарим является то, что сюда можно приехать погулять в любое время года: летом в пещерах прохладно и приятно находиться, а зимой в пещерах можно прятаться от холода и непогоды.
Парк разделен как бы на две зоны – сами пещеры и красивый парк для отдыха, деревья, цветы и множество столиков для пикника. В парке можно разводить огонь и разрешен вход с собаками.
Семьи с детьми могут купить на входе квест-игру по парку. Нам же повезло еще больше. Мы приехали в субботу, когда в парке проводят бесплатные экскурсии гиды-добровольцы. Мы немного опоздали к началу и присоединились к группе, когда они уже послушали часть объяснений.
Чуть позже выяснилось, что вся группа – это одна большая компания, у них нет много времени и они попросили показать и рассказать им только самое интересное.
Мы же, наоборот, никуда не торопились и когда группа ушла, остались слушать дальше. Очень приятная женщина по имени Цвия рассказала нам много интересных деталей, кроме Бейт Шеарим мы поговорили о Циппори, Гамле и просто приятно пообщались.
Получилась индивидуальная лекция с экскурсом в историю. Мы меньше увидели, зато много нового услышали и узнали.
Исследование пещер было начато в 1871 году Клодом Кондером, но результаты его исследований дали скудные выводы.
В 1926 году Александр Зейд поселился неподалеку от этого места в качестве охранника земель при организации Еврейского национального фонда. Десять лет спустя, когда он решил начать строительство своего дома, он случайно обнаружил брешь в одной из пещер с древними еврейскими находками. Были вызваны археологи и проведена экспертиза, после чего место было идентифицировано как древний Бейт Шеарим.
Зейд иммигрировал в Израиль в 1904 году. Он был одним из основателей группы Бар-Гиора, которая основала организацию Хашомер. Был убит в 1938 году, бедуином Касем а-Табашиз из племени арабов аль-Халиф. Убийцу задержали, судили военно-полевым трибуналом и казнили на месте.
На вершине холма, рядом с национальным парком установлена бронзовая статуя Александра Зейда, он возвышается на своем коне над полями Изреэльской долины:
Вид на водоемы около винодельни Sadot Winery:
Для того чтобы попасть к памятнику нужно свернуть немного не доезжая до входа в парк:
Мы оставили машину внизу и поднимались пешком, но несмотря на запрещающий знак, время от времени мимо нас проезжали машины. Некоторые проезжают только часть пути, другие доезжают до вершины и любуются окрестностями уютно расположившись на раскладных стульях:
Археологи начали массивные раскопки в Бейт Шеарим в 1936 году, которые прервались с началом Мировой Войны и снова были возобновлены с 1953 по 1958 год.
При раскопках обнаружили руины старого города с остатками синагоги, дома, остатки стены, и около тридцати погребальных пещер.
Остатки древней синагоги за пределами платной части национального заповедника:
Вход в каждую пещеру выполнен в виде впечатляющего фасада в стиле классической архитектуры. В центре фасада вокруг оси были установлены каменные двери:
Сбоку от центрального входа расположена дверь поменьше. Тот, кто покидал пещеру последним запирал большую дверь изнутри на засов, а сам выходил через маленькую:
К чему такие сложности? Дело в том, что в те времена люди не умели запирать большие, массивные двери снаружи, поэтому запирали большую дверь изнутри на засов и выходили через маленькую, которая закрывалась на замок по тому же принципу, что и современные двери.
Двери ведут в подземные погребальные залы, в которых высечены погребальные ярусы в виде желобов, ниш, «глубоких» углублений (прямоугольные в полу и большие каменные гробы):
Крупные погребальные пещеры содержат сотни захоронений, а малые – десятки. На гробах и стенах пещер были обнаружены орнаменты и сотни надписей на греческом, иврите и арамейском языках:
Надписи указывают на происхождение погребенных, их профессию и родственные связи. Эта информация проливает свет на жизнь еврейской общины в Эрец-Исраэль и в диаспоре во времена Мишны и Талмуда.
Среди украшений, выгравированных на стенах присутствуют еврейские символы, в том числе семиствольный светильник, лулав, этрог, шофар и ковчег:
Бейт-Шеарим был разрушен и сожжен в середине IV века н. э. Какое-то время пещеры служили укрытием для пастухов, но постепенно руины города покрылись землей и растениями. Бейт Шеарим исчез.
И когда евреи в средние века пытались найти могилу рабби Иегуды Ханаси, они перепутали с могилой его внука, раввина Иегуды Нашия Ашера в Циппори. Так и считалось до тех пор, пока археологи не воскресили Бейт Шеарим из бездны забвения.
Рабби Иехуда ха-Наси, потомок царя Давида, был главой Синедриона. Главный его труд заключался в том, что он систематизировал Устную Тору и был основным редактором Мишны (письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания)
Доступ к большинству пещер осуществляется через открытый «двор». Этот двор служил местом для прощания с усопшим:
Внутрь пещеры друзья и родственники не заходили по одной простой причине — ужасный запах.
Запах в пещере стоял невыносимый, ведь тело не закапывали в землю, а хоронили в каменных гробах, гробы погружали в специальные ниши в стене и закладывали камнями. Запах проникал через щели, к тому же в пещерах не было системы вентиляции воздуха.
Были даже найдены бутылочки из-под духов, которые видимо разбрызгивали в пещерах или рядом с ними. По той же причине не было ритуала приходить на могилу усопшего по особым датам.
Казалось бы, зачем вообще запирать пещеры с умершими на замок? Несмотря на то, что в еврейской культуре не принято хоронить усопшего с драгоценностями и другими ценными предметами, в пещеры часто наведывались мародеры в надежде найти что-либо значимое.
Дыра в стене над входом – следы проникновения грабителей
Настойчивость, с которой взламывались крышки гробов, может свидетельствовать о том, что видимо, время от времени какие-то ценности они все же находили:
После того, как великий Реббе был похоронен в Бейт-Шеарим, обычное городское кладбище превратилось в священное место. Многие евреи из Эрец-Исраэль и диаспоры хотели быть похоронеными именно здесь: как из-за близости к Реббе, так и потому, что правительство запретило хоронить евреев в Иерусалиме.
Первые упоминания о городе встречаются у Иосифа Флавия, как резиденция иудейской царицы Береники, дочери короля Агриппы I. Самые ранние постройки в Бейт-Шеарим относятся ко II веку до нашей эры.
Бейт-Шеарим стал известен, как великий центр изучения Торы благодаря рабби Иегуде Ханаси. Глава Синедриона, религиозный, духовный и политический лидер еврейского мира в конце 2-го и начале 3-го веков нашей эры. Рабби перенес свой бейт-мидраш и синедрион из Шфарама в Бейт-Шеарим.
Римские власти подарили ему множество аристократических имений, одно из них в Бейт-Шеарим. Последние 17 лет своей жизни по наставлению врачей Иегуда Ханаси провел в Циппори, но предпочел быть похороненным в Бейт-Шеарим (220 г. н.э.)
Пещера Иегуды Ханаси (№14)
В юго-западном углу задней комнаты находятся две прямоугольные гробницы, высеченные в полу рядом друг с другом они представляют собой необычное явление для захоронения в Бейт-Шеарим.
Двойная гробница была покрыта тяжелыми каменными плитами. Никаких надписей на них обнаружено не было, но вполне вероятно, что здесь похоронены муж и жена.
Могилы полностью соответствуют последней воле раввина Иегуды, который хотел, чтобы его похоронили в земле, а не в гробу. В пещере также были найдены имена, идентичные именам сыновей рабби Иегуды – рабби Шимон и рабби Гамлиэль.
Все эти факты вместе: имена, двойная гробница и каменные скамейки над пещерой, где, по-видимому, читали священное писание (как и завещал великий учитель) или проводили церемонии в честь раввина и его семьи, с большой долей уверенности указывают на то, что это могильная пещера рабби.
Иегуда Ханаси хотел быть похоронен без излишней помпезности и его воля была исполнена, но все же вокруг могилы построили высокую стену, чтобы хоть как-то проявить свое почтение:
Место захоронения святого учителя и его жены
Каменные лавочки над пещерой Иегуды Ханаси
Пещера-музей (№28)
Изначально пещера использовалась как резервуар для воды, а позже была переоборудована в мастерскую по производству стекла.
В центре зала, для иллюстрации, огромный кусок стекла весом 8,8 тонны. Это блок времен раннего мусульманского периода (9 век н. э.) В древние времена изготавливали большие стеклянные блоки, а затем их разбивали на мелкие части и отправляли в мастерские. Похоже, какой-то дефект стекла привел к тому, что его оставили на своем месте:
В музее представлены некоторые из экспонатов, найденных при раскопках Бейт-Шеарим:
Пещера – гробница (№20)
Большая и впечатляющая гробница размером 75X75 метров. Эта пещера также имеет великолепный фасад с тремя арками. В пещере было найдено 135 гробов, двадцать из которых красиво украшены разными фигурами животных: головы быков, орлов, львов, птиц и рыб.
В пещере была обнаружена менора (семиствольный светильник) «мать всех светильников»: высота 9,1 метра, ширина 25,1 метра, выступающая из стены на расстояние до 36 сантиметров.
Во время нашего посещения проход к светильнику был закрыт и можно было посмотреть на него издалека.
Мы не обошли все пещеры. Цвия провела нам длинную лекцию и мы посетили только те пещеры, мимо которых вместе с ней проходили. Я постаралась объединить все в один рассказ и выделила три из них.
Кладбище героев в Кирьят-Тивон
После посещения парка и холма со статуей Александру Зейду по дороге домой заехали в еще одно место с красивыми видами и историей. На тот момент мы об этом месте не подозревали, проезжая мимо, увидели табличку, детскую площадку и остановились.
Точные координаты дать не могу, ориентиром может послужить Кладбище героев, Cemetery guards (охранников если дословно, но мне больше нравится называть этих людей героями), к нему мы вышли через кафе Cafe Al HaKatze (Ha-Shomrim St 1, Kiryat Tiv'on). Маршрут круговой, так что не важно начнете вы со стороны кладбища или со стороны детской площадки и кафе.
Мимо детской площадки доходим до кафе:
Кафе Al HaKatze (дословный перевод "на краю") находится посреди парка с красивыми видами на окрестности и интересными местами для отдыха:
Дальше начинается небольшой круговой маршрут:
По лесной тропинке доходим до кладбища героев с необычными могилами:
А если зайти в парк с обратной стороны, то вы пройдете через такой вход:
И по тропинке до кладбища и дальше до кафе и детской площадки:
Интересные места рядом с нац. парком Бейт Шеарим
Национальный парк Ципори – бывшая столица древней Галилеи, в городе сохранились остатки мозаик римского и византийского периодов |
En Afek – природный заповедник Израиля. Уникальность заповедника в сохранении болотных ландшафтов. Деревянный мост через озеро длиной 250 метров – самая узнаваемая достопримечательность заповедника |
Нахаль-Меарот природный заповедник на западном склоне горы Кармель – цепь пещер вдоль русла ручья и останки первобытных людей, парк скульптур в Ein Carmel |
Другие разделы сайта