Национальный парк “Циппори”

Главная » Семейные путешествия » Израиль » Национальный парк “Циппори”

Колокольная пещера – Бейт Гуврин
Циппори: вид с крепости на амфитеатр

Время посещения заповедника: начало декабря, 2 взрослых и 3 детей от 6 до 14 лет

Бесплатный вход по карточке Матмон. Часы работы: в летнее время с воскресения по четверг и в субботу с 8:00 до 17:00, пятница и канун праздника с 8:00 до 16:00. В зимнее время заповедник закрывается на час раньше. Последний вход за час до закрытия.

Холм Циппори расположен в западной части Нижней Галилеи, на высоте 289 м в районе известняковых холмов между Нахаль (ручей) Ципори на юге и долиной Бейт Нетофа на севере.

Здесь были обнаружены развалины великолепного города, в том числе множество улиц, общественных зданий и жилых домов, театр, центральный рынок, бани, синагога и церкви. Большинство строений относятся к римскому и византийскому периодам, а также крепость и церковь периода крестоносцев.

Система акведуков к востоку от города включает каналы, огромное водохранилище, туннель и бассейн.

Вокруг города древние кладбища, в том числе гробница, которая считается могилой рабби Иегуде Ханаси II (Йодан Наси, внук раввина Иегуды Ханаси)

Циппори была столицей Галилеи, где заседал синедрион и где была подписана Мишна. Здесь мирно соседствовало друг с другом смешанное население и сохранились остатки десятков красивых мозаик римского и византийского периодов, что делает Циппори городом международного значения в мире мозаики. Более подробно об истории города в конце статьи.

Макет Циппори
Макет Циппори

Основные достопримечательности древнего города Циппори

Нам повезло успеть как раз к началу тура с объяснениями, который проводится бесплатно. Циппори это не менее популярный Коразим, где мы гуляли с гидом практически одни. Но и здесь, несмотря на относительно большую группу, мы узнали много интересной информации.

Для детей можно купить книжку-игру за 10 шекелей на кассе, мы видели детей, которые бегали по парку и выполняли разные задания из брошюры. Там же есть пояснения. Наши дети играть в эти игры не захотели, поэтому мы просто присоединились к гиду.

Остатки пересекающихся улиц
Одна из главных улиц города Декуманус

Знакомство с археологическим парком начинается с торговой улицы – часть "нижнего рынка" о котором упоминается в Талмуде.

В этом месте была обнаружена система главных улиц римского периода (вероятно, II века н.э.) Не случайно камни выложены по диагонали – это существенно облегчало движение телеги. Сами улицы вымощены булыжником из твердого известняка, а пол крытой колоннады по краям дороги выложен мозаикой:

Развалины языческого храма, прилегавшего к улице. Храм датируется II веком н.э. позже, в VI веке на остатках храма построили христианскую церковь:

Вдоль улицы тянулись лавочки магазинов. Деревянная крыша, покрывавшая главные улицы города рухнула во время сильного землетрясения и пожара. Пожар был такой мощности, что камни мостовой деформировались. Особенно это заметно на месте пересечения улиц:

Камни мостовой после пожара

Здесь начинается вторая улица – Кардо. Отчетливо сохранились следы от лошадиных повозок. Наглядное доказательство того, что нагруженные товаром лошадки годами возили телеги по торговому маршруту:

На одном из камней выгравирована менора (семи ствольный светильник – один из древнейших символов иудаизма):

Менора

Тут и там встречаются следы популярных игр того времени:

Таких рисунков довольно много и они расположены прямо на "проезжей части".

Сворачиваем на Кардо и идем к дому Орфея и западной церкви (№7 на карте). В центре здания, построенного во второй половине III века н.э., размером примерно 17 х 28 м находится столовая (гостиная), а к югу от нее – открытый двор с двумя колоннами.

Вокруг холла и внутреннего двора были построены дополнительные комнаты размеров. Полы комнат украшены мозаикой с простыми геометрическими узорами.

Мозаика в гостиной, напротив, состоит из четырех цветных рисунков, расположенных в форме перевернутой буквы Т. На центральном рисунке мы видим Орфея, божественного музыканта, а другие посвящены повседневным сценам из жизни на великолепной римской вилле:

Орфей – божественный музыкант. Никто и ничто не могло устоять перед его прекрасными мелодиями, ни враги, ни звери. Даже деревья и камни были очарованы его музыкой.
В день свадьбы его возлюбленную, Эвридику, укусила змея и она мгновенно умерла. Орфей пел о своём горе и разволновал всё живое и неживое в мире; и люди, и боги были глубоко тронуты его печалью.

Аид, бог подземного мира, разрешает Орфею спуститься в царство мертвых и забрать Эвридику, но при одном условии: он не должен смотреть на неё, пока они не покинут царства мертвых, а иначе он потеряет её навсегда.

Орфей спустился в подземное царство, но не совладал со своими чувствами и обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним. В ту же секунду её тень была отброшена назад в царство мёртвых, теперь уже навсегда

«Дом Орфея» был поврежден, по-видимому, землетрясением 363 г. н.э. Вскоре после этого здание было отреставрировано, но можно заметить некоторые структурные изменения, а также новую мозаику, она тоже выполнена в виде геометрических и фигуративных узоров, но они сохранились лишь частично.

В конце V – начале VI веков нашей эры на руинах Дома Орфея была построена церковь. От церкви сохранились в основном фундаментные стены. Это продолговатое здание, обращенное на восток, шириной около 18 м. Площадь, украшенная мозаикой, служила великолепным фойе. Главный зал разделен на неф и две боковые залы, а апсида, как это принято в церкви, находится восточной части:



Циппори: Надпись у входа в западную церковь

Дом «Праздник Нила» (№6 на карте)

Дом Праздник Нила

Одно из общественных зданий, расположенных на улице Кардо. Перед входом, на тротуаре, выложен мозаичный пол с надписью о мастерах мозаики:

Три основных крыла здания соединены между собой коридорами. В центре западного крыла зал с двумя рядами колонн (базилика), а рядом с ним дополнительные помещения, окружавшие открытый двор восточного крыла здания. В южном крыле, которое сильно разрушено, находился туалет.

Полы в здании были украшены красочной мозаикой, некоторые с геометрическими узорами, на других изображения человеческих фигур, животных и растений:


На полу самой большой комнаты была обнаружена впечатляющая мозаика, изображающая празднования в Египте по поводу высокого уровня воды в Ниле. Эта мозаика свидетельствует о высоком художественном мастерстве ее создателя и его богатой фантазии:

Нил – источник жизни. Столб, размещенный в центре реки назывался нилометром, по которому измерялся уровень воды. Нилометров было установлено много на протяжении всей реки, обычно их устанавливали около храмов.

Сумма налога, которую платили фермеры определялась каждый год согласно сделанным измерениям. Мужчина, стоящий на плечах женщины, выгравировал цифру 17 – IZ. Это значит, что Нил в этом году полноводный. Высокий уровень воды в реке служит поводом для веселого празднования, изображенного на мозаике.

Мальчики отмечают уровень воды
Измерение уровня воды в Ниле


Гонцы спешат в Александрию с радостной вестью

Здание было построено примерно в 5 веке н.э. Судя по размерам и красоте здания, по-видимому, здесь сидели чиновники и собирали налоги и пошлины с населения:


Циппори и «Дом Нила» – художественная реконструкция


Пояснительные стенды

Мозаичные полы украшали многие из общественных зданий и богатых домов. Как их создавали? Подстилочный слой покрывался тонким слоем штукатурки, на котором мастер рисовал или слегка выбивал узор.

После этого мастер выкладывал на влажную штукатурку небольшие фрагменты мозаики, придавливая их. Иногда мозаика делалась по специальному заказу, но чаще из набора уже готовых материалов:

Мастера выкладывают мозаику

Для создания единого мозаичного пола требовались десятки тысяч фрагментов, состоящих из кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре:

Фрагменты мозаики

Если мастер хотел, чтобы мозаика выглядела как картина, он должен был использовать как можно более мелкие детали. Чтобы выразить разнообразие мозаики, мастера использовали детали из различных карьеров, керамические фрагменты и даже осколки стекла.

Для создания мозаики изображающей празднования Нила, мастер использовал в среднем 180 деталей на квадратный дециметр (10 см на 10 см) и 18 различных цветов и оттенков.

Общественное здание (№8 на карте)

Общественное здание использовалось в I-IV веках нашей эры, и, вероятно, здесь располагался местный рынок. Размеры здания 60 на 40 м, вход в него был расположен восточнее, со стороны улицы с колоннами.


В центре – двор, окруженный колоннами, а вокруг – помещения, вымощенные красочной мозаикой.

Дом Диониса (№10 на карте)

Самая красивая мозаика в Израиле
Циппори: Галилейская «Мона Лиза»

На вершине холма, рядом с амфитеатром, был обнаружен дом, построенный в начале 3 века нашей эры и, вероятно, разрушенный землетрясением в 363 году. Его расположение свидетельствует о высоком статусе владельца. Новое сооружение, возведенное над частью старого здания, сохраняет контуры первоначального здания и защищает находящиеся в нем мозаичные полы.

Внутренний двор дома окружен колоннами с трех сторон. На его северной стороне сохранились жилые комнаты, в том числе столовая (холл). На нижнем уровне сохранились подвальные помещения, в том числе южный цокольный ряд, в котором располагались магазины.

Внутренние комнаты дома выложены цветной мозаикой. Самая красивая из них, украшает гостиную:

Мозаика в центре гостиной изображает жизнь греко-римского бога вина Диониса. Среди рисунков выделяется женский портрет исключительной красоты, известной как «Галилейская Мона Лиза».

Сцены мозаики сопровождаются греческими надписями, которые позволяют детально идентифицировать персонажей и объекты. На электронных табло, расставленых по залу даны пояснения к каждой сцене.

Там, где мы видим белую окантовку в виде буквы П стояли три кушетки – типичный предмет мебели римской гостиной:

Крепость крестоносцев (№11 на карте)

Крепость

Крепость была построена в период крестоносцев на остатках более раннего строения. Первоначальное здание было двухэтажным, построенным из больших каменных плит, взятых из более ранних построек.

В углах здания были заложены римские погребальные камни (саркофаги), некоторые из которых украшены рельефами.

Входные ворота с богато украшенной аркой, а также стена первого этажа (справа от ворот) были построены в 18 веке Дахером аль-Омаром:

В конце 19 века здание было отремонтировано и до Войны за независимость служило школой для детей Сефории.

В цитадели выставлены археологические находки раскопок в Циппори и мультимедийная система, рассказывающая об истории города:


С крыши здания открывается захватывающий вид. Отсюда вы можете увидеть склад византийского периода, который был обнаружен к югу от цитадели. По обе стороны от центрального зала склада были дополнительные помещения, служившие складскими помещениями. Здание было разрушено большим пожаром, а между крепостью и складом находится большая яма, которая являлась частью центральной системы водоснабжения на вершине холма.

Виды с крепости:



Жилые дома времен Второго Храма, Мишны и Талмуда (I век до н.э. – VI век н.э)

В западной части Гиват-Ципори были обнаружены множество зданий, расположенных очень плотно друг к другу и прилегающих к мощеной улице:

В период Хасмонеев (1-2 века до н.э.) на этом месте действовали каменоломни, а также обнаружились остатки большого здания, на первом этаже которого были миквы (ритуальные бассейны):

Построенные позже жилые дома использовались непрерывно до конца римского периода и перестраивались заново в византийский период.

В этом районе было найдено множество ям для сбора воды и подземных пространств. Преобладание микв указывает на то, что здесь вели еврейский уклад жизни.

Римский амфитеатр (№14 на карте)

Амфитеатр

Амфитеатр был построен в Циппори в начале 1-го или 2-го века нашей эры и использовался примерно до византийского периода. Он вмещал около 4500 каменных сидений. Некоторые были разграблены еще в древние времена, а остальные были обнаружены при раскопках. Три нижних ряда частично были восстановлены оригинальными камнями.

Римский амфитеатр иллюстрирует римскую культуру. В спектаклях отражен образ жизни, противоречащий еврейскому образу жизни и еврейской культуре.

Существование театра, символа язычества, в еврейском городе, вызывало у израильских мудрецов опасения, которые даже были задокументированы.

Синагога (№16 на карте)

Синагога в Циппори

Согласно источникам, в Циппори было много синагог, но только одна была обнаружена во время раскопок в 1994 году. Синагога, построенная в начале V века нашей эры, расположена в жилом районе, основанном еще во времена Римской империи.

Это длинное и узкое здание (7 на 15 м) Перед зданием прямоугольный вестибюль который ведет в молитвенный зал.

Здесь находится великолепная мозаика с более чем двадцатью надписями на греческом и арамейском языках.

В центре мозаичный ковер, в который вплетены, как изображения из Танаха, так и сюжеты не имеющие отношения к еврейским традициям – знаки зодиака.

На экране транслируется короткий фильм – эпизод. С участниками этого фильма мы встретимся также в крепости, там транслируются еще два эпизода. Все они относятся к одному временному отрезку:

На некоторых камнях, которыми выложена дорожка к синагоге можно заметить вот такой знак:

Камни пометили, когда готовились к празднованиям 2000 года и приводили дорожки парка в порядок перед посещением высокопоставленных духовных лиц и делегаций. Выбитый знак означает, что камень оригинальный, лежит здесь много сотен лет.

История города Циппори

Циппори впервые упоминается во времена Александра Яная (103 г. до н. э). Но немногие остатки периода Первого Храма указывают на поселение, которое существовало уже тогда. В 63 г. до н. э. Израиль был оккупирован римской армией под командованием Помпея, а в 55 г. до н. э. проконсул Сирии, Габиний, объявил Циппори столицей Галилейского региона.

В 47 г. до н. э. Ирод был назначен правителем Галилеи, но назначение было прервано после убийства правителя страны и его отца. Ирод был вынужден восстанавливать контроль над городом силой оружия и штурмовал его во главе своей армии во время снежной метели.

При нем город продолжал быть столицей Галилеи. Но после его смерти, в 4 году н. э. евреи восстали против римлян и захватили Циппори, но римская армия подавила восстание, поработила город и продала его еврейских жителей в рабство.

В 66 г. н.э. вспыхнуло великое восстание против римлян, но люди Циппори заключили союз с римской армией, и таким образом предотвратили разрушение своего города. Но еврейское руководство заменили.

В начале 3-го века, когда муниципальное руководство вернулось к евреям, раввин Иегуда Ханаси, переехал из Бейт-Шеарима в Циппори, а вместе с ним и Синедрион. Рабби Иегуда Ханаси прожил в Циппори 17 лет, до дня своей смерти. Циппори часто упоминается в талмудической литературе как еврейский город с 18 синагогами и несколькими духовными училищами.

В 324 году император Константин провозгласил христианство доминирующей религией в Римской империи, что положило начало византийскому периоду.

Он поддержал обращенного еврея Иосифа, присвоил ему титул Друга Императора и позволил построить церковь в Циппори. В 351 году в городе вспыхнуло восстание против комиссара Галла Цезаря. Его армейский министр Урсицинос был отправлен в Циппори и сумел подавить восстание, но разрушать город не стал.

Циппори был полностью разрушен землетрясением в 363 году, но вскоре город восстановили и отстроили заново.

В византийский период христианская община в Циппори росла и, насколько известно, здесь было построено несколько церквей.

Однако евреи составляли большинство населения Циппори. Город продолжал великолепно существовать до конца византийского периода. И потерял своё величие в мусульманский период.

В период крестоносцев «Ла-Сфори» был городом-крепостью в Галилейском княжестве. Отсюда армия крестоносцев выступила в 1187 году в битве при Хиттине, в которой потерпела поражение от вражеской армии Саладина.

В 18 веке арабская деревня «Сфория» стала одной из цитаделей Дахар аль-Амара, бедуинского правителя Галилеи, который укрепил это место и восстановил крепость.

Во время арабского восстания (1936-1939) и Войны за независимость (1948) деревня и ее крепость служила местом обитания арабских банд, действовавших против еврейской общины.

В ходе операции «Декель» (в ночь с 15 на 16 июля 1948 г.) деревня была захвачена и покинута жителями. Позже рядом с ним было основано поселение Циппори.

Национальный парк Циппори открылся для посетителей в 1992 году.

С чем совместить посещение национального парка Циппори

Север Израиля, Голанские высоты

Прогулки по Израилю Эйлат Карточка Матмон - абонемент национальных парков и природных заповедников Израиля Иерусалим

Путешествия с детьми Семейное путешествие в Германию Поездка в Австрию, озерный край Зальцкаммергут Описание всех достопримечательностей карточки Зальцбургленда 2019 и карта со всеми отмеченными местами Поездка на озеро Гарда Семейная поездка в Польшу и Словакию Семейный отдых в Голландии Северная Польша с детьми Поездка в Рим Австрия 2019 Лазурный берег в январе Эльзас с детьми Неделя в Грузии Лондон с детьми в сентябре Создание карты google для поездки

Другие разделы сайта