Главная » Стихи для детей » Владимир Маяковский
Владимир Маяковский (1893–1930) — выдающийся русский поэт, драматург и художник, одна из самых ярких фигур русской литературы XX века. Он родился 19 июля 1893 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье служащего.
Образование и ранние годы
Маяковский учился в гимназии, но вскоре бросил учёбу и увлёкся революционной деятельностью. В 1911 году он был арестован за участие в социалистическом движении и провел несколько месяцев в тюрьме. После освобождения он переехал в Москву, где начал работать в литературных и художественных кружках.
Литературная карьера
С 1912 года Маяковский начал активно писать стихи, его первое крупное произведение — поэма «Облако в штанах» (1915) — принесло ему известность. Он стал одним из ярких представителей футуризма, провозглашая новые идеи и формы в поэзии.
После Октябрьской революции 1917 года Маяковский поддержал новое правительство и активно участвовал в культурной жизни страны. Он написал множество произведений, включая поэмы, стихи, пьесы и манифесты, среди которых «Во весь голос» и «Владимир Ильич Ленин».
Поздние годы и смерть
В 1920-е годы Маяковский продолжал творить, но столкнулся с разочарованием в политике и идеалах революции. Его творчество стало более личным и трагичным. В 1930 году поэт совершил самоубийство в возрасте 36 лет, что вызвало широкий общественный резонанс.
Наследие
Маяковский оставил глубокий след в русской литературе и культуре. Его поэзия и творчество продолжают вдохновлять писателей, художников и читателей, оставаясь актуальными и сегодня.
На стихах Маяковского выросло не одно поколение детей, и пусть сегодня они менее актуальны, чем в прошлом веке, Маяковский был и остается ярким и талантливейшим поэтом советской эпохи.
Не лишайте своего ребенка творчества этого писателя. Даже если его произведения пропитаны духом партии и революции, на этой странице собраны самые знаменитые детские стихи Маяковского, в которых этого налета нет.
Скорее всего, новое поколение родителей считает стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо» не слишком «экологичным», зато стихи про зверей или «Кем быть» я надеюсь, придутся по душе даже подкованным в вопросах психологии родителям и их детям.
Стихи детям, любимые стихи Владимира Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что ни страница то слон, то львица» и другие |
Что такое
ХОРОШО
и что такое
ПЛОХО?
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
ХОРОШО
и что такое
ПЛОХО? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ОТВЕТ
помещаю
в книжке.
— Если ветер
крыши рвёт,
если
град загрохал, —
каждый знает —
это вот
ДЛЯ ПРОГУЛОК
ПЛОХО.
Дождь покапал
и прошёл.
солнце
в целом свете.
ЭТО —
ОЧЕНЬ ХОРОШО
И БОЛЬШИМ
И ДЕТЯМ.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
ЭТО
ПЛОХО ОЧЕНЬ
ДЛЯ РЕБЯЧЬЕЙ КОЖИЦЫ.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
ЭТОТ МАЛЬЧИК
ОЧЕНЬ МИЛЫЙ,
ПОСТУПАЕТ ХОРОШО.
Если бьёт
дрянной драчун
слабого мальчишку,
Я ТАКОГО
НЕ ХОЧУ
ДАЖЕ
ВСТАВИТЬ В КНИЖКУ.
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом! —
ЭТОТ МАЛЬЧИК
ТАК ХОРОШ,
ЗАГЛЯДЕНЬЕ ПРОСТО!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
ПЛОХОВАТЫЙ МАЛЬЧИК.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
ОН
ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
МАЛЬЧИК ЭТОТ
ПРОСТО ТРУС.
ЭТО
ОЧЕНЬ ПЛОХО.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК,
ХОРОШО,
В ЖИЗНИ
ПРИГОДИТСЯ.
Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
ОН ПЛОХОЙ,
НЕРЯХА.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
ХОТЯ И МАЛЕНЬКИЙ,
НО ВПОЛНЕ ХОРОШИЙ.
ПОМНИ
ЭТО
КАЖДЫЙ
СЫН.
ЗНАЙ
ЛЮБОЙ
РЕБЕНОК:
вырастет
из сына
СВИН,
если сын —
свинёнок.
Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
«БУДУ
ДЕЛАТЬ — ХОРОШО,
И НЕ БУДУ —
ПЛОХО».
Что ни страница, —
ТО СЛОН,
ТО ЛЬВИЦА
ОТКРЫВАЙ СТРАНИЦУ-ДВЕРЬ –
В КНИЖКЕ
САМЫЙ РАЗНЫЙ ЗВЕРЬ.
Льва показываю я,
посмотрите нате —
он теперь НЕ ЦАРЬ ЗВЕРЬЯ,
просто председатель.
Этот зверь зовется лама.
Лама дочь
и лама мама.
Маленький пеликан
и пеликан-ВЕЛИКАН.
Это зебра.
Ну и цаца!
Полосатее
матраца.
Как живые в нашей книжке
СЛОН,
СЛОНИХА
и слонишки.
Двух - и трехэтажный рост,
с блюдо уха оба,
впереди на морде хвост
под названьем «хобот».
Сколько им еды, питья,
сколько платья снашивать!
Даже ихнее дитя
ростом с папу с нашего.
ВСЕХ ПРОШУ ПОСТОРОНИТЬСЯ.
РАЗЕВАЙ ПОШИРЕ РОТ, —
ДЛЯ ТАКИХ МАЛА СТРАНИЦА
ДАЛИ ЦЕЛЫЙ РАЗВОРОТ.
Крокодил. Гроза детей.
ЛУЧШЕ НЕ ГНЕВИТЕ.
Только он сидит в воде
и пока не виден.
Вот верблюд, а на верблюде
возят кладь
и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
ест невкусные кусты,
он в работе круглый год —
он,
верблюд
рабочий скот.
Кенгуру
Смешная очень.
Руки вдвое ног короче.
Но за это
у ней
ноги вдвое д л и н н е й.
Жираф-длинношейка —
ему
никак
для шеи не выбрать воротника.
Жирафке лучше:
жирафу-мать
есть
жирафёнку
за что обнимать.
Обезьян
смешнее нет.
Что сидеть как статуя?!
Человеческий портрет,
даром что хвостатая.
Зверю холодно зимой.
Зверик из Америки.
Видел всех.
Пора домой.
ДО СВИДАНЬЯ, ЗВЕРИКИ!
1926
КОНЬ-ОГОНЬ
Сын
отцу твердил раз триста,
за покупкою гоня:
— Я расту кавалеристом.
Подавай, отец, коня!
—
О чем же долго думать тут?
Игрушек
в лавке
много вам.
И в лавку
сын с отцом идут
купить четвероногого.
В лавке им
такой ответ:
— ЛОШАДЕЙ СЕГОДНЯ НЕТ.
Но, конечно,
может мастер
сделать лошадь
всякой масти.
ВОТ И МАСТЕР. Молвит он:
— Надо
нам
достать картон.
Лошадей подобных тело
из картона надо делать. —
Все пошли походкой важной
к фабрике писчебумажной.
РАБОЧИЙ спрашивать их стал:
— Вам толстый
или тонкий? —
Спросил
и вынес три листа
отличнейшей картонки.
— Кстати
нате вам и клей.
Чтобы склеить —
клей налей. —
Тот, кто ездил,
знает сам,
нет езды без колеса.
Вот они у СТОЛЯРА.
Им столяр, конечно, рад.
Быстро,
ровно, а не криво,
сделал им колесиков.
Есть колеса,
нету гривы,
нет
на хвост волосиков.
Где же конский хвост найти нам?
Там,
где щетки и щетина.
ЩЕТИНЩИК возражать не стал, —
чтоб лошадь вышла дивной,
дал
конский волос
для хвоста
и гривы лошадиной.
Спохватились —
нет гвоздей.
Гвоздь необходим везде.
Повели они отца
в кузницу кузнеца.
Рад КУЗНЕЦ.
— Пожалте, гости!
Вот вам
самый лучший гвоздик. —
Прежде чем работать сесть,
осмотрели —
всё ли есть?
И в один сказали голос:
— Мало взять картон и волос.
Выйдет лошадь бедная,
скучная и бледная.
Взять художника и краски,
чтоб раскрасил
шерсть и глазки. —
К ХУДОЖНИКУ,
удал и быстр,
вбегает наш кавалерист.
— Товарищ,
вы не можете
покрасить шерсть у лошади?
— Могу. —
И вышел лично
с краскою различной.
Сделали лошажье тело,
дальше дело закипело.
Компания остаток дня
впустую не теряла
и мастерить пошла коня
из лучших матерьялов.
ВМЕСТЕ ВЗЯЛИСЬ ВСЕ ЗА ДЕЛО.
Режут лист картонки белой,
клеем лист насквозь пропитан.
Сделали коню копыта,
ЩЕТИНЩИК вделал хвостик,
КУЗНЕЦ вбивает гвоздик,
быстра у столяра рука —
СТОЛЯР колеса остругал.
ХУДОЖНИК кистью лазит,
лошадке
глазки красит.
Что за лошадь,
что за конь —
горячей, чем огонь!
Хоть вперед,
хоть назад,
хочешь — в рысь,
хочешь — в скок.
Голубые глаза,
в желтых яблоках бок.
Взнуздан
и оседлан он,
крепко сбруей оплетен.
На спину сплетенному —
помогай Буденному!
1927
ИСТОРИЯ ВЛАСА —
ЛЕНТЯЯ
И ЛОБОТРЯСА
Влас Прогулкин —
милый мальчик,
спать ложился,
взяв журнальчик.
ВСЕ В ЖУРНАЛЕ
ИНТЕРЕСНО.
— Дочитаю весь,
хоть тресну! —
Ни отец его,
ни мать
не могли
заставить спать.
Засыпает на рассвете,
скомкав
ерзаньем
кровать,
в час,
когда
другие дети
бодро
начали вставать.
Когда
другая детвора
чаевничает, вставши,
отец
орет ему:
— ПОРА! —
Он —
одеяло на уши.
Разошлись
другие
в школы, —
Влас
у крана
полуголый —
не дремалось в школе чтоб,
моет нос
и мочит лоб.
Без чаю
и без калача
выходит,
еле волочась.
Пошагал
и встал разиней:
вывеска на магазине.
Грамота на то и есть!
Надо
вывеску
прочесть!
Прочел
с начала
буквы он,
выходит:
«КУАФЕР СИМОН».
С конца прочел
знаток наук, —
«НОМИС» выходит
«РЕФАУК».
Подумавши
минуток пять,
Прогулкин
двинулся опять.
А тут
на третьем этаже
сияет вывеска —
«ТЭЖЭ».
Прочел.
Пошел.
Минуты с три —
опять застрял
у двух витрин.
Как-никак,
а к школьным зданиям
пришел
с огромным опозданьем.
Дверь на ключ.
Толкнулся Влас —
не пускают Власа
в класс!
Этак ждать
расчета нету.
«Сыграну-ка
я
в монету!»
Проиграв
один пятак,
не оставил дела так…
Словом,
не заметил сам,
как промчались
ТРИ ЧАСА.
Что же делать —
вывод ясен:
возвратился восвояси!
Пришел в грустях,
чтоб видели
соседи
и родители.
Те
к сыночку:
— Что за вид? —
— Очень голова болит.
Так трещала,
что не мог
даже
высидеть урок!
Прошу
письмо к мучителю,
мучителю-учителю! —
В школу
Влас
письмо отнес
и опять
не кажет нос.
Словом,
вырос этот Влас —
настоящий лоботряс.
Мал
настолько
знаний груз,
что не мог
попасть и в вуз.
Еле взяли,
между прочим,
на завод
чернорабочим.
Ну, а Влас
и на заводе
ту ж историю заводит:
у людей —
работы гул,
у Прогулкина —
прогул.
Словом,
через месяц
он
выгнан был
и сокращен.
С горя
Влас
торчит в пивнушке,
мочит
ус
в бездонной кружке,
и под забором
вроде борова
лежит он,
грязен
и оборван.
ДЕТИ,
НЕ БУДЬТЕ
ТАКИМИ, КАК ВЛАС!
Радостно
книгу возьмите
и — в класс!
Вооружись
учебником-книгой!
С детства
мозги
развивай и двигай!
Помни про школу —
только с ней
станешь
строителем
радостных дней!
1926
ЭТА КНИЖЕЧКА МОЯ
ПРО МОРЯ
И ПРО МАЯК
Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
ПЛАВАТЬ В МОРЕ ТРУДНО ОЧЕНЬ.
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
НО БИНОКЛЬ ПОМОЧЬ НЕ МОГ.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ.
Вдруг —
обрадован моряк:
ЗАГОРАЕТСЯ МАЯК.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
ПОМОРГАЛ —
и снова нет,
и опять ЗАЖЕГСЯ СВЕТ.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху ФОНАРИЩЕ —
ЯРКИЙ,
КАК ПОЖАРИЩЕ.
Виден он
во все моря,
НЕТУ ЯРЧЕ ФОНАРЯ!
Чтобы всем заметиться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
— ДЕТИ,
БУДЬТЕ КАК МАЯК!
ВСЕМ,
КТО НОЧЬЮ ПЛЫТЬ НЕ МОГУТ,
ОСВЕЩАЙ ОГНЕМ ДОРОГУ.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
ДЯДЯ
МАЯКОВСКИЙ.
1926 г.
КЕМ БЫТЬ?
У меня растут года,
будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
НУЖНЫЕ РАБОТНИКИ—
СТОЛЯРЫ И ПЛОТНИКИ!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
СТОЛЯРУ ХОРОШО,
А ИНЖЕНЕРУ —
ЛУЧШЕ,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перёд,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это — ванна,
это — сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.
ИНЖЕНЕРУ ХОРОШО,
А ДОКТОРУ —
ЛУЧШЕ,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Детям
я
лечу болезни, —
где занятие полезней?
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. —
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
всё, конечно, заживет. —
ДОКТОРАМ ХОРОШО,
А РАБОЧИМ —
ЛУЧШЕ,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — рота целая,
сто или двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе.
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные.
Части
вместе
сбей
огромные.
Там —
дым,
здесь —
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нёс
и вёз.
НА ЗАВОДЕ ХОРОШО,
А В ТРАМВАЕ —
ЛУЧШЕ,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые! —
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.
КОНДУКТОРУ ХОРОШО,
А ШОФЕРУ —
ЛУЧШЕ,
Я б в шоферы пошел —
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
«С пу-
ти
уй-
ди!»
БЫТЬ ШОФЕРОМ ХОРОШО,
А ЛЕТЧИКОМ —
ЛУЧШЕ.
Я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
пролетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены».
ЛЕТЧИКУ ХОРОШО,
А МАТРОСУ —
ЛУЧШЕ.
Я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске —
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
на зависть циркачу,
на реях и по мачте,
гуляю, как хочу.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
ВЫБИРАЙ
НА ВКУС!
1928 г.
Вернуться в раздел: стихи для детей
Другие разделы сайта