Детские стихи о музыке и музыкальных инструментах

Главная » Стихи для детей » Стихи о музыке

Симфонический оркестр
Музыкальный букварь
Музыкальные инструменты
Стихи о музыке для занятий с детьми

Симфонический оркестр

Дирижер
В дирижера я играл,
Лихо палочкой махал.
Но оркестр на беду
Вдруг понес белиберду.
Вразнобой и невпопад...
Кто же в этом виноват?

Контрабас
Я - мужчина видный,
Господин солидный.
Я ведь самый крупный,
Из скрепичной группы.
Не найдете баса,
Лучше контрабаса!

Фортепьяно и рояль
И это - фортепьяно, и это - фортепьяно.
Хоть это - пианино, а это вот - рояль.
А если эта новость вам показалась странной -
Учите итальянский, такая вот мораль!

***

Музыкальный букварь

Первые шаги маленького музыканта К. Иванова
Музыкальный букварь для самых маленьких

Распевают звонко птицы,
Дождь косой в окно стучится,
Мышка в подполе шуршит,
Колокол в тиши звенит.

Шепчет тихо лист осенний,
Ручеек журчит весенний.
Утром петушок кричит,
И коровушка мычит.

Тоненько пищит цыплёнок,
Блеет жалобно ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит,
Соловей в лесу свистит.

Голосов вокруг – не счесть,
Среди них твой голос есть.
Низок он или высок,
Твой красивый голосок?

Динь-дилинь – звенит звонок.
Начинаем наш урок.

На листе, как на рояле
Клавиши нарисовали.

Видишь, клавиш очень много,
Будто длинная дорога.
Если клавишу нажать –
Станет клавиша звучать,
И услышим мы не стук –
Музыкальный будет звук.

Низким голосом реветь
Может зверь лесной – Медведь.

Мишкин голос бас зовётся,
Очень низко бас поётся.

Слева клавиши у нас
Будто мишкин голос – бас.

Рядом с Мишкой Волк живёт,
Тоже низко он поёт.

Дальше звуки чуть повыше,
В них Лисичку ты услышишь.

В нотках средних на лужайке
Скачет длинноухий зайка.

Белочки пушистой цокот
Звонкий, яркий и высокий.

Очень тонок и высок
Нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем
Звук, на птичий свист похожий.

Если мы решим все вместе
Песню для друзей сыграть,
Будут звуки этой песни
В СРЕДНИХ клавишах звучать.

Будто голоса ребят
Эти клавиши звучат.

Нот на свете ровно СЕМЬ,
И они известны всем.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ –
Нотки в гости пригласи!

ДО – это ДОмик во дворе,
А это РЕпка – нотка РЕ.
Ми – бурый МИшка косолапый,
Сосёт в берлоге сладко лапу.

ФА будто у машины ФАра,
СОЛЬ – СОЛнце в синем небе встало.
А вместе ноты ФА и СОЛЬ –
Стручок по имени ФАСОЛЬ.

ЛЯ – у реки поёт Лягушка,
Ей вторят в камышах подружки.
СИ – сине-жёлтая Синица –
Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,
НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.
Пять ЛИНЕЕК начертили –
Дом для ноток получили.

Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –
Командир для нот отличный!

Днём и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
«Путь для музыки открыт!»

Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так:

А сейчас на нотном стане
Нарисуем нотки с вами.

Нотки, будто птички,
Сели на линеечки.
Каждой нотке есть своя
В домике скамеечка.

Дружно сели нотки в ряд,
Получился ЗВУКОРЯД.

А теперь ты нотки эти
Отыщи на инструменте.

Неужели позабыли
Мы про клавиши другие?

Ну-ка, нотки, на подмогу:
Есть свободных клавиш много.
Все местечки занимайте,
Ничего не пропускайте!

Всё, свободных клавиш нет.
Не пойму я – в чём секрет:
Те же ноты – и не те!..
Изменились в высоте!

Есть пониже и повыше.
Сам сыграй – и ты услышишь.

Вот еще один значок,
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель,
Важный и слегка суровый,
Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.
И ему, ребята, дан
Свой, отдельный нотный стан.

Чтоб играли две руки,
Мы напишем две строки.
Ключ скрипичный в верхней правит,
А басовый в нижней ставим.

Чтобы был теперь порядок,
Мы рисуем АККОЛАДУ.
Акколада – будто лук –
Свяжет строчки для двух рук.

Верхняя – для правой,
Нижняя – для левой.
Руки ставь на клавиши –
И в дорогу смело!

Знаешь счет ты до пяти?
Ну-ка, пальчики сочти!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будут пальчики играть.

Вы готовы, детвора,
Дать для пальцев номера?
Вот, смотрите, два окошка,-
Приложите к ним ладошки.
Приложите, обведите,
Счёт для пальцев подпишите.

Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Если несколько восьмушек
Друг за дружкою стоят,
Можем мы одной чертою
Обозначить ноток ряд.

Нужен каждой ноте счёт.
Ноты, стройтесь на расчёт!

Различи, скорее, друг,
Длинный и короткий звук.
Нотки правильно считай,
Чувство ритма развивай.
Нужно помнить вам, что РАЗ –
Это сильный счёт у нас.

В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.

Кто еще стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ежик
Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!

Чтоб не спутать польку с вальсом
Или с маршем, например,
За ключом стоит на страже
Музыкальный счет – РАЗМЕР.

Счет бывает на ЧЕТЫРЕ,
Мы его отметим так:
Между ключиком и нотой
Выставляем этот знак.

И такой бывает счет,
Будто строй солдат идет.
Называется как раз
Он ДВЕ ЧЕТВЕРТИ у нас.

Если вдруг решила нота
Черной клавишею стать,
То придется этой ноте
Знак ДИЕЗ с собою взять.

Диез – четыре черточки,
Похожих на решеточки.
Всякий это слышит –
Стала нота выше!

Чтобы сделать ноту ниже
Есть другой значок-пароль,
Называется он просто:
Понижающий БЕМОЛЬ.

Знак бемоль – как пол листочка,
Сядет он на нотной строчке.
И ты, малыш, услышишь –
Станет нотка ниже.

Караул! Кошмар, кошмар!
Вот идет значок БЕКАР.
Отнимает он все знаки –
Как бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!» -
Раздается тут и там. –
Прекращаю все движенья –
Отменяю повышенья!
Пониженья отменяю –
Всех на место отправляю!

В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут,
Нотам отдохнуть дают.

Кирпичик, червячок, крючок –
Всё это паузы – молчок!

Крючок – молчи одну восьмушку.
А червячочек – четвертушку.
Кирпичик вверх – молчи два счета,
Смотри, не сбейся ты с расчета!

Ну, а кирпичик если так ,
Молчать придется целый такт!

Если в вальсе мы закружим,
Счет ТРИ ЧЕТВЕРТИ нам нужен.
Раз-два-три, раз-два-три, -
Всё кружится, посмотри.

Музыкальные инструменты М. Дружинина

На полянку, тили - дили,
Музыканты приходили,
Пели песни и играли,
Чтобы звери не скучали.

Рожок
- Ту - ру - ру! - зовет рожок -
Где ж ты, Ваня - пастушок?
Уж пора коров пасти
И веночки им плести!

Гусли
Выходили гуси
В шапках набекрень.
Забренчали гусли
Трень, да брень, да трень.

Барабан
- ой, барашечек, баран!
Что ж ты бьешь так в барабан?
- Вон коза - красавица,
Ей хочу понравиться!

Трещотки
- Что за треск на всю округу?
- Это мы трещим с подругой! -
Ох, трещотки хороши,
Прямо праздник для души!

Ложки
- Говорите, кошки,
Для чего вам ложки?
- Мы на ложечках играем,
Вас послушать приглашаем!

Бубен
Как пошел медведь плясать,
Петь и в бубен ударять:
- Бум! Бум! Трам - ра - ры!
Улетайте, комары!

Гармошка
Что за медвежатки -
Малые ребятки!
Вместе с мамой выступают,
На гормошечках играют!
Громче всех гармошка
С мишкину ладошку!

Свирели
Птицы дружно прилетели,
Слушать песенку свирели:
- Чик - чирик! Вот это трель!
Совсем как мы, поет свирель!

Жалейка
- Собирайтесь у скамейки!
Волк играет на жалейке!
И не бойтесь, волк не съест,
Пока играть не надоест!

Балалайка
- Ты возьми - ка, зайка,
В лапки балалайку!
В круг скорее выходи,
Плясовую заводи! -
Как все начали плясать
И платочками махать -
И баран с козой,
И мышонок удалой!
Каждый пел и веселился,
То - то праздник получился!

Труба и барабан
- Пам-па-па! - труба играет,
Всех на праздник созывает.

- Бум! Бум! - вторит барабан.-
Детвора! Скорее, к нам!

Другие разделы сайта со стихами для детей

Барто | Чуковский | Даниил Хармс | Маршак

Другие разделы сайта